Как запатентовать логотип в РФ и на международном уровне? Для этого нужно изложить объект в заявочной документации, пройти экспертные проверки и получить регистрационное свидетельство на товарный знак. Пока логотип не будет признан охраняемой собственностью компании, его смогут легально использовать другие коммерческие структуры. В этой статье расскажем, при каких условиях возможно патентование логотипа, и какие нюансы предстоит соблюсти заявителю.
Товарные знаки относятся к объектам коммерческой собственности и используются для индивидуализации продукции. Соответственно, только обозначение, используемое в коммерческих целях, может выступать объектом для закрепления прав. Логотип представляет собой графический объект, размещаемый на упаковке продукции, при идентификации компании в сети интернет или при проведении рекламных акций. Закон позволяет выразить логотип в следующих формах:
Каждый из перечисленных вариантов в полной мере соответствует форме выражения обозначений, регистрируемых в качестве товарных знаков. Однако в законе отсутствует официальная трактовка термина «логотип», поэтому в каждом конкретном случае экспертами Роспатента будут подтверждаться условия для отнесения его к регистрируемым обозначениям.
Хотя документы будут подаваться в ту же патентную службу, которая занимается экспертизой объектов промышленной собственности, процедура регистрации товарных знаков существенно отличается от патентования изобретений. Термин "патентование" является не вполне корректным для данного вида операций, правильно - регистрация товарного знака. Чтобы получить правовую охрану, необходимо выполнить следующие действия:
Для подтверждения прав на зарегистрированный логотип выдается не патент, а свидетельство, так как закон устанавливает отличия между правовыми режимами промышленной и коммерческой собственности.
Участие России в международных конвенциях и соглашениях в сфере авторского и патентного права, дает возможность закрепить права на логотип не только в пределах одной страны, но и на территории других государств. Сделать это можно путем обращения в национальное патентное ведомство и подачи заявки по мадридской системе. Ключевым преимуществом такого способа регистрации является оформление единой заявки сразу на несколько стран, а также оплата единой госпошлины.
При регистрации логотипа невозможно получить охрану сразу на все виды товарных групп. Соискатель должен определиться, для какой продукции будет использоваться обозначение, подлежащее защите. Выбор нужно сделать по международному классификатору МКТУ, а за каждый дополнительный класс будет увеличиваться общий размер пошлин.
Проверка содержания логотипа проходит в рамках экспертизы обозначения. Эксперты Роспатента выполнят следующие действия:
Если указанные экспертные мероприятия завершились положительным результатом, сведения о зарегистрированном логотипе будут включены в реестр, наряду с информацией о правообладателе. В бланке регистрационного свидетельства, помимо аналогичных сведений, будут указаны классы товарных групп, на которые распространяется охрана логотипа.
Компания может использовать логотип в своей деятельности даже без получения регистрационного свидетельства. Однако в этом случае полностью исключена возможность передавать или продавать права на обозначение, получать вознаграждение или компенсацию за его использование иными лицами. Не исключен и вариант, при котором конкурент или совершенно посторонняя компания сама подаст заявку на регистрацию.
Прохождение регистрационной процедуры и получение свидетельства дает следующие преимущества:
Коммерческий характер такого объекта, как логотип, позволяет рассчитывать на прибыль от выпуска продукции, получение вознаграждения от передачи прав иным лицам. Исключительные права на обозначение имеют определенную стоимость, которую можно использовать при заключении договоров, обращении в суд для взыскания компенсации или убытков, привлечении инвесторов.
Регистрационное свидетельство предоставит защиту логотипу на 10 лет. Правообладатель может продлить этот период на аналогичный срок. Для этого нужно подать заявление в национальную патентную службу. Ключевой особенностью режима охраны логотипа является обязанность правообладателя приступить к использованию обозначения в первые 3 года. Если это правило будет нарушено, иные заинтересованные лица смогут добиться досрочного аннулирования свидетельства.
Наличие регистрационного свидетельства дает возможность использовать различные способа и варианты защиты от нарушений:
Нарушителям придется расстаться с контрафактной продукцией и средствами производства, так как закон предусматривает конфискацию таких предметов и объектов. Перечисленные средства защиты можно использовать не только в пределах России. но и на международном уровне (если логотип был зарегистрирован по международным системам).