Авторское право на домен можно зарегистрировать в качестве товарного знака. Со своей стороны, владелец торговой марки может оспорить регистрацию доменного имени, если адрес страницы полностью совпадает или схож до степени смешения с охраняемым текстовым обозначением. О нюансах защиты доменных имен и товарных знаков расскажем в этом материале.
Адреса и имена интернет-страниц не отнесены законом к охраняемым объектам интеллектуальной собственности. Их регистрация осуществляется через провайдеров, а владельцем сайта может быть частное лицо или компания. Торговые марки, напротив, рассматриваются законом как обозначения продукции, применяемые только в коммерческой деятельности. Следовательно, их владельцами могут выступать только компании и предприниматели.
Адрес сайта представляет собой набор букв, цифр и символов. В аналогичной форме может быть выражен и товарный знак. Поэтому компания, регистрируя на себя интернет-ресурс, может использовать в адресном обозначении свое название, либо текстовой фрагмент торговой марки. Однако этим могут воспользоваться и иные лица, особенно используя обозначения и бренды зарубежных компаний.
Выделим наиболее распространенные виды нарушений, связанных с конфликтом интересов владельцев доменных имен и правообладателей торговых марок:
Умышленные нарушения связаны с коммерческой деятельностью. Киберсквоттеры сознательно рассчитывают на получение от правообладателя вознаграждения, чтобы сократить сроки оспаривания в судебном порядке. Конкуренты могут присваивать адреса и стиль сайта, чтобы резко увеличить прибыль и воспользоваться преимуществами чужого успешного бренда.
Компания может получить контроль над сайтом, использующим его наименование и иные элементы бренда, в досудебном или судебном порядке. Рассмотрим, как происходит рассмотрение указанных споров, и можно ли привлечь нарушителей к ответственности.
Наиболее распространены споры, предметом которых является защита успешного бренда, который выходит на новые рынки. Иностранные компании, имеющие репутацию и узнаваемость у потребителей, при регистрации торговых марок в других государствах могут столкнуться с фактом, что их наименование уже зарегистрировано в качестве адреса интернет-сайта. Урегулировать эту проблему можно и без обращения в суд, если заключить с владельцем сайта соглашение.
Преимущества такого варианта заключается в возможности избежать длительных судебных тяжб, существенных трат на оплату судебных расходов и юридическую помощь. В соглашении можно согласовать сумму вознаграждения, которую получит владелец интернет-ресурса за продажу доменного имени. Если же договориться о продаже прав не удалось, единственным способом защиты является обращения в суд.
Рассмотрение указанных споров в судебном порядке происходит по следующим правилам:
Если через интернет-портал происходила реализация продукции под чужим брендом, размер убытков может достигать крупного или особо крупного размера. В этом случае можно не только требовать перехода прав на доменное имя или блокировки сайта, но и привлечения к уголовной или административной ответственности. При расследовании дел, правоохранительные органы обязаны установить владельца страницы в интернете, а также все обстоятельства нарушения.
Итогом судебных разбирательств может являться:
В суде можно заключить и мировое соглашение, которое упростит процесс перевода прав.
На основании судебного акта, провайдер или иное уполномоченное ведомство обязаны отменить регистрацию имени сайта или домена, блокировать его на определенной территории. После этого, компания сможет подать собственную заявку и оформить права на интернет-адрес.