Договор франчайзинга, получивший широкое распространение в мире, в России именуется коммерческой концессией. По условиям этого соглашения передаются права на бренд, на объекты промышленной и коммерческой собственности, ноу-хау. В этой статье расскажем, в чем заключается суть указанного договора, и какой объем прав получит приобретатель франшизы.
Договор франчайзинга используется для расширения бизнеса на новые рынки сбыта, в том числе на территорию других государств. Для владельца франшизы (франчайзера) такой вариант ведения дел позволяет получить разовое вознаграждение – паушальный сбор. Также, на протяжении всего периода действия соглашения, будут перечисляться регулярные платежи, размер которых может устанавливаться в фиксированной сумме или в виде процента от выручки.
Для приобретателя франшизы (франчайзи) заключение такого договора позволит использовать следующие преимущества:
Передача прав на франшизу может носить множественный характер – под одним брендом могут одновременно работать несколько компаний или предпринимателей, в том числе и в пределах одной страны или региона. Однако на практике франчайзер соблюдает территориальные принципы распоряжения правами, чтобы не допустить перенасыщение рынка.
Как указывалось выше, сторонами договора могут выступать только субъекты коммерческой деятельности – юридические лица и ИП. Предметом договора может являться:
На практике, все перечисленные направления будут отражены в договоре одновременно, что позволяет максимально эффективно использовать преимущества франшизы.
Ключевое значения для передачи прав на франшизу является оформление лицензионных соглашений на технологии и товарные знаки. Хотя сам договор франчайзинга не нуждается в обязательной регистрации, передача исключительных прав на интеллектуальную собственность должна проходить через патентную службу – Роспатент. Эта процедура выглядит следующим образом:
После регистрации, временный обладатель франшизы может использовать товарный знак или иной охраняемый объект для реализации продукции под общим брендом, для проведения рекламных акций, использования единого фирменного стиля.
В условиях договора оговаривается территория, в пределах которой разрешено использовать исключительные права на элементы бренда. Попытка нарушить это условие будет рассматриваться как основание для возмещения убытков и/или досрочного расторжения договора.
Сведения, которые передаются при оформлении договора франчайзинга, носят конфиденциальный и охраняемый характер. Поэтому ключевое значение нужно уделить режиму защиты такой информации от доступа посторонних лиц или неправомерной передаче ее иным субъектам, помимо франчайзи. Для этого стороны могут предусматривать следующие правила исполнения договора:
Исключительные права на товарные знаки и иные охраняемые объекты, которые получает франчайзи, могут использоваться только для производства и реализации строго определенного ассортимента продукции. Перечень товарных групп определяется по условиям договора, а за его нарушение также наступают финансовые санкции.
Не допускается нарушать и территориальные границы разрешенного использования исключительных прав. В договоре может указываться страна, регион или конкретный населенный пункт, где разрешено использовать франшизу. Несоблюдение этого правила повлечет досрочное прекращение договора и обязанность возместить убытки.
Интересы правообладателя будут защищены не только договором, но и законодательными нормами. За любое нарушение он может взыскать убытки или упущенную выгоду, предъявить требование о прекращении противоправной деятельности. При существенных нарушениях лицензия может быть досрочно прекращена, в том числе через судебные инстанции.
За умышленное нарушение режима служебной и коммерческой тайны, а также за противоправное использование товарных знаков, может наступать административная и уголовная ответственность. Назначение наказания по нормам УК РФ или КоАП РФ не освобождает франчайзи от возмещения убытков в порядке гражданской ответственности.