Основным назначением товарного знака является идентификация продукции, выпускаемой юридическими лицами и предпринимателями. Использование таких обозначений носит коммерческий характер, т.е. предполагает увеличение прибыли от прямых продаж, либо передачи прав на товарный знак другим лицам. В этой статье разберем, по каким направлениям компания может использовать свой товарный знак, и какие меры защиты от нарушений исключительных прав предусматривает закон.
Коммерческие структуры могут использовать любые законные способы и средства для увеличения прибыли, привлечения внимания потребителей к своим товарам, идентификации изделий среди множества предложений конкурентов. Помимо повышения качества продукции и снижения производственных затрат, для продвижения товаров на рынке используются товарные знаки (торговые марки).
Под товарным знаком закон понимает обозначение, позволяющее идентифицировать товар конкретного производителя. Такие объекты коммерческой собственности можно регистрировать, чтобы получить правовую защиту от незаконного использования, продавать или передавать права другим лицам. Выделим наиболее важные особенности, связанные с режимом правовой защиты товарных знаков:
Пока обозначение не пройдет регистрацию, его может использовать любой субъект коммерческой деятельности. Однако после получения свидетельства, компания сможет предъявлять претензии и подавать иски по каждому факту незаконного размещения ТЗ на упаковках товаров, в рекламных роликах или сети интернет.
Наиболее очевидным вариантов использования товарных знаков является размещение их на собственной продукции. В большинстве случаев, в качестве товарного знака используется графический логотип, который может включать в себя фирменное наименование компании, назначение товара или иные узнаваемые элементы. Использование ТЗ для собственных целей может включать и иные направления:
Нужно учитывать, что при регистрации обозначения нужно сразу указать, на какие товарные группы будет распространяться режим правовой защиты. Для этого используется международный классификатор МКТУ, коды которого нужно указать в заявке. Разрешено использовать неограниченное количество классов МКТУ, однако за каждую дополнительную группу товаров в заявке придется доплачивать госпошлину. Если зарегистрированная торговая марка используется для идентификации товарных групп, не указанных в заявке, на них не будет распространяться режим правовой защиты.
Компания должна приступить к использованию зарегистрированного обозначения в течение 3 лет. В противном случае, любой заинтересованный субъект сможет предъявить требование о продаже исключительных прав, либо об аннулировании свидетельства. Если такие споры будут разбираться в судебном порядке, правообладателю придется доказывать, что он приступил к использованию обозначения.
Реализация собственных изделий под зарегистрированной торговой маркой является правом, а не обязанностью коммерческой структуры. Вместо этого, можно продать исключительные права на ТЗ другим компаниям, либо передать их на условиях лицензии.
Приобретать права на чужой товарный знак можно по договору уступки или по лицензионному соглашению. В первом случае, первоначальный владелец обозначения полностью расстанется с правами на него, не сможет использовать для идентификации своих товаров. В качестве компенсации за продажу прав, стороны укажут в договоре вознаграждение, размер которого зависит от успешности и узнаваемости бренда, либо иных факторов.
Правила передачи прав на торговые марки регламентированы Гражданским кодексом РФ. Такие гражданские сделки совершаются и регистрируются по следующим правилам:
Если другая компания использует чужую торговую марку без разрешения, т.е. при отсутствии договора уступки или лицензионного соглашения, такие незаконные действия повлекут гражданскую, административную или уголовную ответственность.
Использование чужого обозначения может происходить при производстве и продаже товаров, при проведении рекламных акций. Целью таких незаконных действий является желание продать подделку под видом оригинального товара, привлечь покупателей за счет успешного и известного товарного знака. В зависимости от вида и обстоятельств нарушения, владелец торговой марки сможет использовать следующие меры защиты:
Наказание за незаконное использование чужого обозначения может предусматривать существенный денежный штраф, конфискацию контрафакта, а для конкретных виновных лиц и тюремное заключение.