Законодательство РФ не предусматривает такого понятия как бренд. На практике, под брендом понимается торговая марка и/или фирменное наименование компании, заслужившее деловую репутацию у потребителей и контрагентов. Хотя зарегистрировать бренд нельзя, можно получить свидетельство на один или несколько товарных знаков юридического лица, разработанных в едином стиле, и узнаваемых на рынке.
Если рассматривать бренд как совокупность торговых марок компании, выраженных в едином стиле, то получить правовую защиту таких обозначений можно путем регистрации через ФИПС. Для продвижения бренда и повышения его узнаваемости компания сможет зарегистрировать:
Регистрировать торговые марки может только коммерческая структура – юридическое лицо или предприниматель. Закон допускает получение правовой защиты на коллективный товарный знак, который будет распространяться на продукцию сразу нескольких предприятий, ассоциации или союза производителей.
Для получения свидетельства на торговую марку, компании предстоит пройти регистрационную процедуру через ФИПС. Каждое обозначение, представленное в качестве торгового знака, должно быть уникальным. Эксперты будут проверять различительную способность обозначения, отсутствие тождества или сходства по отдельным элементам с ранее зарегистрированными обозначениями.
При оформлении заявочной документации нужно сразу указать, на какой перечень товаров будет распространяться действие режима охраны торговой марки – для этого применяется классификатор МКТУ. От этого зависит и размер пошлин, которые придется платить соискателю. Регистрация бренда в России в виде торговых марок будет завершена после получения свидетельства, которое будет действовать на протяжении 10 лет с возможностью продления неограниченного числа раз.
Общая стоимость и узнаваемость бренда связана не только с торговыми марками на продукцию. К охраняемым объектам относится фирменное наименование, знаки обслуживания. Деловая репутация, которая не регистрируется за юридическим лицом, может быть защищена в судебном порядке с возмещением ущерба. Личные и профессиональные качества руководящего состава и персонала компании также влияют на общую успешность бренда, хотя могут быть никак не связаны с ассортиментом продукции и сферы деятельности.