Правообладатель товарного знака сможет использовать обозначение для индивидуализации собственной продукции, передавать или продавать права иным коммерческим структурам, добиваться защиты от противоправных действий конкурентов. В этой статье разберем, кто может выступать владельцем обозначения, и какой комплекс правомочий он приобретает по закону.
Закон относит товарные знаки к средствам коммерческой идентификации продуктов. Это означает, что частные лица не могут обращаться в Роспатент за регистрацией прав на коммерческие обозначения. В перечень субъектов, которые могут подавать заявки, входят:
Отнесение товарных знаков к коммерческим средствам обозначения продукции автоматически влечет аннулирование правовой охраны, если юридическое лицо или ИП прекратят свою деятельность. Для этого будут использоваться сведения налоговых реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Законность владения, использования и распоряжения обозначением зависит от прохождения регистрационной процедуры в Роспатенте. Пока коммерческая структура не закрепила свои права на знак, его смогут использовать и конкуренты, причем получение специального разрешения на это не требуется.
Закрепление прав на обозначение происходит путем обращения в службу Роспатента. Сделать это может сама компания или ИП, либо их представитель по доверенности. Закон предусматривает и профессиональное представительство, когда все действия в интересах заявителя будут осуществлять патентные поверенные.
Чтобы стать правообладателем знака, нужно выполнить следующие действия:
Регистрационные сведения юридического лица или ИП указываются в заявлении. Они должны соответствовать налоговым выпискам ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Если в ходе использования обозначения сведения о правообладателе будут изменены, потребуется обращение в Роспатент для внесения новых данных в реестр и свидетельство.
Режим ограниченной защиты возникнет уже после подачи заявки. На весь период экспертиз и регистрационных действий устанавливается конвенционный приоритет, который обеспечивает защиту интересов при поступлении более поздних заявок.
После получения регистрационного бланка, правообладатель может использовать объект для идентификации собственных товаров, а также реализовать возможность на передачу прав иным структурам.
Закрепив права на обозначение, компания приобретает следующий комплект правомочий:
При самостоятельном использовании зарегистрированного обозначения ограничения могут быть связаны не только с перечнем классов продукции, но и с территорией, на которой действует режим правовой охраны. Например, получи регистрационное свидетельство только для использования в России, компания не приобретет автоматически защиту на территории иных государств. Поэтому, если планирует расширение рынка производства и сбыта продукции на территорию иных стран, нужно пройти процедуру международной регистрации (например, в рамках мадридской системы).
При совершении сделок на передачу прав иным структурам, стороны вправе сами определять условия договоров. В частности, правообладатель подпишет договор уступки или лицензионное соглашение только при согласовании размера вознаграждения, которое его устраивает. Также может устанавливаться территориальное ограничение по временному использованию обозначения. Понуждение к оформлению договоров не допускается.
Закон устанавливает обязанность приступить к использованию обозначения в пределах первых 3 лет. При нарушении этого требования иные заинтересованные лица смогут предъявить претензию о продаже им прав на обозначение, либо о досрочном аннулировании режима правовой охраны.
Кроме возможности использовать и распоряжаться зарегистрированным товарным знаком, компания приобретает и полномочия по защите своих интересов. Национальное и международное законодательство позволяет реализовать следующие варианты защиты:
Нарушением признается любое использование чужого обозначения для коммерческих целей, если на это отсутствует согласие или разрешение действующего правообладателя. Также нарушения могут выявляться при реализации лицензионных соглашений – если нарушается порядок перечисления вознаграждения, либо не соблюдается запрет на продажу продукции в определенных регионах.
Направить письменное требование можно даже при выявлении угрозы нарушения. Например, если выявлен факт закупки материальных носителей и средств производства для предстоящего выпуска продукции на рынок, заказан ассортимент полиграфической продукции для упаковки товара с чужим логотипом. В этом случае правообладатель вправе запрещать выпуск товаров или их распространение на рынках.
Нарушения могут выявляться и при недобросовестной конкуренции – например, при использовании чужого обозначения в рекламных акциях. Такие дела будет рассматривать антимонопольная служба, а нарушителю грозит административная ответственность.