Как запатентовать бренд, и позволяет ли это сделать законодательство РФ? Получить свидетельство или патент можно только на отдельные элементы бренда – товарные знаки, коммерческие обозначения, фирменное наименование, промышленные образцы и т.д. Самостоятельный правовой статус у бренда отсутствует, а его продажа иным лицам возможна только при передаче прав на компанию.
Юридическое понятие бренда предусмотрено только национальным законодательством отдельных государств. В России бренд, как самостоятельная правовая единица, не регулируется на законодательном уровне. На содержание и стоимость бренда могут оказывать влияние следующие критерии:
Бренд неразрывно связан с самой компанией. Поэтому при передаче прав управления или смене учредителей бренд сохранится за юридическим лицом.
Регистрация может проводиться для следующих элементов бренда:
Регистрация и патентование указанных объектов позволит практически полностью защитить бренд от неправомерных действий конкурентов или иных субъектов коммерческой деятельности. Особое значение имеет закрепление прав на торговые марки, которые используются для обозначения продукции, выпускаемой под общим брендом компании.
В качестве торговой марки может быть зарегистрировано практически любое обозначение, выраженное в определенной форме. Наиболее распространенными видами таких обозначений являются логотипы, т.е. графические или комбинированные объекты, в том числе с отображением фирменного наименования компании. Также закон позволяет регистрировать и иные формы обозначений:
Регистрационные действия будут проводиться на основании заявки, в которую входит заявление, обозначение и его описание, реестр классов продукции по МКТУ. Для формирования бренда компания может использоваться множество торговых марок, отнесенных по отдельным видам продукции. Владелец бренда может в любой момент разработать новое уникальное обозначение, передавать права на зарегистрированные объекты другим коммерческим структурам. Кроме того, существует возможность комплексной передачи исключительных прав по условиям франшизы. В этом случае владелец передает за вознаграждение права на определенные торговые марки, а также осуществляет рекламное, производственное и информационное обеспечение в рамках единого бренда.
Закрепление прав на обозначения происходит после проведения экспертиз в Роспатенте. Сделать это могут не только отечественные производители и торговые сети, но и иностранные субъекты. Также допускается международная регистрация, которая предоставит правовую охрану торговой марке сразу в нескольких странах. Преимущества международной регистрации заключаются в возможности пройти всю процедуру по единой заявке и с уплатой единой госпошлины.
Наличие регистрационного свидетельства на обозначения дает возможность:
Правообладатель может в любой момент аннулировать охрану своих торговых марок. Также действие свидетельства прекратиться автоматически по истечении 10 лет, если владелец не подаст заявление о продлении этого срока.
Патентование иных объектов и элементов, формирующих бренд компании, также происходит через Роспатент. Например, элементы фирменного стиля и наименования компании могут использоваться в решениях внешнего вида изделий. Их можно запатентовать в качестве промышленных образцов. Элементы бренда регистрируются и в отношении интернет-ресурсов компании – дизайн сайта, уникальный интерфейс, авторский контент и т.д.
Пока владелец бренда не получит охранное свидетельство или патентный бланк, объектами промышленной и коммерческой собственности могут пользоваться и иные структуры. Только при официальном закреплении прав с внесением в соответствующие реестры можно в полной мере реализовать следующие меры защиты:
Продав компанию, собственник автоматически утрачивают права на бренд. Так как регистрационные свидетельства на торговые марки связаны с конкретным предприятием, не нужно заключать отдельные договоры. Новые владельцы компании и бренда автоматически приобретут права и на объекты интеллектуальной собственности.
С патентами может сложиться иная ситуация, так как они могут оформляться и на частных лиц. Поэтому при покупке компании с узнаваемым брендом, новые собственники должны позаботиться о переоформлении патентных прав на изобретения или иные объекты.